Лучшая школа кубинской сальсы Лучшая школа кубинской сальсыЛучшая школа кубинской сальсы Лучшая школа кубинской сальсы Лучшая школа кубинской сальсы Лучшая школа кубинской сальсы Лучшая школа кубинской сальсы Лучшая школа кубинской сальсыЛучшая школа кубинской сальсы Лучшая школа кубинской сальсы

Yoruba

Yoruba
Йоруба
ЙОРУБА (самоназвания нага, ойо, ифе, иджеша, эгба, иджебу, экити, энду) — народ общей численностью 26200 тыс. чел. Основные страны расселения - это Западная Африка: Нигерия — 25500 тыс. чел. Другие страны расселения: Бенин — 380 тыс. чел., Гана — 200 тыс. чел., Того — 100.
Музыка йоруба является корнями кубинской музыки. Западно-африканские племена (напр., Йоруба (Yoruba), Конго (Congo) ещё в древности создавали ритмы, служившие молитвами при обращении к различным богам. Печально, что эти ритмы стали известны Новому Свету (Америка) при мрачных обстоятельствах. Один барабанщик по имени Ижибва (Ijibwa) был взят в плен и заключён на корабле работорговцев, отплывающем в Америку. Его заставили играть на палубе для поддержания духа и настроения заключённых, чтобы "товар" прибыл на место живым. Также рабы использовали ритмы барабана при проведении христианских молитв. Рабы были вынуждены принимать христианство по прибытию в Новый Свет, но часто называли своих богов именами христианских, чтобы избежать наказания. Подобная практика породила шутку "Yo Mama is so…", которая до сих пор существует среди афро-американского населения. Слово "Mama" являлось закодированным словом для "Master" (Бог). Мало кто из произносящих эту шутку сегодня, помнит, что "Mama" фактически символизирует времена работорговли. Большинство слушателей латиноамериканской музыки даже не знает, что ритмы барабана, под которые мы танцуем, фактически несут религиозное значение и посвящены различным африканским богам. Cabillolos (тайные общества) до сих пор существуют на Кубе, сохраняя и используя свыше 200 различных ритмов, посвященных африканским богам.
Народ йоруба имеет определенный пантеон богов, с каждым из которых, естественно, связаны религозные верования, традиции и обряды.
Религиозные танцы, при помощи которых обращаются к богу, имеют одинаковые характерные движения для всех богов + движения, символизирующие особые характеристики каждого из богов.

Согласно космологии йоруба, существует Единый Бог, Создатель Мира - Олодумаре, в котором все вещи и явления являются составными "клетками" его тела. Отдельные органы тела, в которых клетки объединены общей функцией, - это "боги", или Ориша. Для удобства обсуждения люди говорят, что каждый Ориша является личностью и имеет свою историю, свой характер и свои атрибуты. Несмотря на то, что пантеон богов йоруба содержит в себе более 400 Ориша, лишь десяток из них наиболее востребованы. Ниже приводятся описания Ориша, входящие в высший пантеон богов йоруба.
Каждый Ориша предоставляет пользу своим приверженцам, согласно той роли, которую тот или иной Ориша играет во Вселенной. Следует учесть, что каждый Ориша имеет как свои достоинства, так и свои недостатки, которые разделяет со своими "детьми".
Имена Ориша могут довольно сильно отличаться в разных местах. Дело в том, что они могли по-разному звучать еще в различных диалектах исходного языка йоруба. В креольских диалектах латиноамериканских стран и в США, эти имена искажались ещё больше.
Олодумаре (Олофин, Олорун, Olodumare, Olofin, Olorun)
Олодумаре - бог создатель. Букв. пер. "единый; хозяин неба". Глава пантеона богов Ориша. Является создателем мира и правителем всех других богов, кроме Элегбы, как говорят притчи. Он - источник происхождения людей, животных, растений, рек, океанов и небес. Он также создавал землю, солнце, луну и звезды. Олодумаре не вмешивается в дела людей (deus otiosus). После того как Олодумаре создал мир, он предал управление небесным сводом и миром, созданному им Обатале.
Олодумаре уникален в пределах пантеона йоруба. Он никогда не спускается на землю. Об Олодумаре обычно говорят, что нет никакого Бабалаво "asentados" в нем. Никто не "asentado" в Олодумаре. Он никогда не обладает ни кем во время церемоний.
Прежде, чем лечь спать, йоруба попросит, чтобы Олодумаре дал ему сил, чтобы встать на следующий день, говоря "olofin ewa wo", "Может Олофин поможет нам встать". На рассвете, когда йоруба просыпается и выясняет, что он еще жив, он говорит, "olodumare e egbeo", "Может Олодумаре пошлет нам хороший день".
Олодумаре стар. Он очень утомился, когда работал над вселенной, которая является его большим трудом.. Его не нужно беспокоить по мелочам. Йоруба предпочитает просить покровительства Ориша, которые могут непосредственно решить их проблемы и не беспокоить Олодумаре.
Обатала (Ошала, Obatala)
Обатала – бог защитник и охранитель. Букв. пер. - "господин белого света". Обатала - божество, управляющее небесным сводом и миром. Вместе с женой Одудува он породил божества, олицетворяющие землю и воду. Также сделал из глины самых первых людей - мужчину и женщину. Цвет Обатала -белый. Он Ориша чистоты, этики и (Iwa Pele) .Приносит ясность и понимание, крепкое здоровье и мир.
Обатала - высшее божество на земном плане. Он представляет такую очищенную чистоту, что это не может быть описано ни словами, ни песнями. Omo (дети Обатала) на земле йоруба являются Ogboni (судьи).
Контролируя голову, он считается отцом всех людей. Он дает лучший совет, и он тот, кто поворачивается к тебе во времена больших трудностей.
Поскольку Ориша имеют человеческие страсти и желания, то они могут быть жестоки и несправедливы, точно так же как люди. Когда Ориша проявляют свою жестокость, Обатала призван быть посредником в ситуациях для успокоения разъяренных Ориша.
Орунмила (Ифа, Орула, Orunmila, Ifa, Orula)
Орунмила – бог прорицания, мудрости и судьбы. Букв. пер. - "бог пальмовых орехов" (пальмовыми орехами обычно пользуются при прорицании). Орунмила появился на земле в городе Ифа - священном центре, древнейшем из городов-государств йоруба, но в последствии обосновался в городе Адо, где посадил в землю орех, из которого выросла пальма с 16 ветвями, от которых и пошёл народ йоруба.
Культ Орунмила у йоруба имеет очень большое значение. Жрецы Орунмила считаются главнейшими среди других. К ним обращаются за советом в любой сложной ситуации: будь то вопрос о начале войны или постройки дома.
Орунмила высоко ценится в пределах пантеона йоруба. Он - Ориша, который предсказывает будущее и отвечает за судьбу человека. Он невидимо присутствует при каждом рождении, наблюдает за беременностями и ростом детей. Он знает, как использовать церемониальные и заживляющие травы и инструктирует людей об их использовании.
Орунмила - посредник между людьми и Олодумаре. Благодаря Орунмила, который связывается с ними через оракулов, Бабалава может придумывать решение проблем человека. Его совет всегда сопровождается записями. Орунмила никогда не обладает человеком, так как чувствует, что является слишком важным и приближенным к Олодумаре для этого.
Элегба (Eshu Elegua)
Элегба – бог перекрестков, дорог, установления контактов. Соучастник большинства магических операций, главный охранник входа в потусторонний мир. Букв. пер. - "божественный вестник". Он - первый Ориша, который будет призван в церемонии и последний, с которым будет предложено прощаться. Он должен быть первый в чем-нибудь, точно так же как испорченный ребенок. Первые ударов барабанов принадлежат ему. Ему нужно подать прошение перед всеми оракулами.
Орунмила - тот, кто связывает, но Элегба охраняет дороги связи. Он действует как посредник между людьми и другими Ориша. Без одобрения Элегба невозможно установить связь ни с какими духами. Элегба - шутник, и его боятся, потому что, с такой большой силой, управляемой только его прихотью, большой вред может быть причинен от его шуток. Подобно очень большому и сильному ребенку, он безжалостен с теми, кто пересекают его дорожку, ибо тогда он может впасть в ярость.
Элегба - один из самых свирепых воинов в пантеоне йоруба. Когда он объединяется с Огуном и Ошоси в сражении, ничто не может остановить их на пути.
Шанго (Чанго, Changa, Jakuta, Obakoso)
Шанго – бог расплаты за воровство и ложь, хранитель социального правосудия. Букв. пер. "бросающий камни". Обычно изображают держащим в руках молнию или двусторонний топор. Живёт в облаках, в огромном сияющем медном дворце. У него большая свита и много лошадей. За нарушение клятвы и ложь жестоко наказывает, чаще всего ударом молнии. Поэтому у йоруба, человека пораженного и убитого молнией не хоронили на общем кладбище, считая его понесшим справедливое наказание со стороны Шанго.
У Шанго три жены: Оба (богиня реки Оба), Ойа (богиня реки Нигер, которая также является женой Огуна), и Ошун (богиня реки Ошун). Йемайя - его приемная мать. Когда Шанго становится буйным, необходимо просить его трех жен и его приемную мать вмешиваться. Единственные из Ориша, уважаемые Шанго это Элегба и Олодумаре.
Шанго наиболее популярный и широко известный Ориша у Йоруба. Он управляет сильными штормами и громом. Он также применяет эти силы для мира и понимания. Подобно тропическому шторму, нападения Шанго внезапны и разрушительные, но быстро заканчиваются.
Шанго любит хорошую музыку, в том числе барабаны и танцы. Очень сексуален, любит развлечения и женщин, хвастун, поощряет тайные половые приключения среди своих сторонников.
Ошун (Очуи, Oshun)
Ошун - богиня красоты, любви, сексуальной притягательности, также всего того, что связанно с утонченной женственностью. В любом обществе остаётся самой привлекательной. Очень ревнива и капризна, большинство ее требований должны выполняться, иначе она рассердится. Любит красивые украшения и дорогую одежду. Очень кокетлива, своенравна и переменчива. Самая красивая и сексуальная Ориша. Как богиня реки, она любит купаться обнаженной в естественных источниках. Ее первый муж был Орунмила, второй - Шанго.
Как жена Шанго, она понимает трудности влюбленных и супругов. Она также помогает с денежными проблемами, так как она управляет кошельком в домашнем хозяйстве Шанго. Но проситель должен остерегаться, потому что Ошун может забрать деньги назад так же легко, как она дарит их. Женская магия находится именно в ее ведении. Если женщина хочет привлечь мужчину или просто решила стать более красивой и эротичной, то ей следует просить об этом именно Ошун.
Ошун - это сочетание мудрости и сексуальности, силы и грации воды. Она богиня силы сексуального притяжения. Все в этом мире связано нитями ее любви. Ошун - это сильная сексуальная связь и сильная любовь в чистом их проявлении. Если кого-то надо очаровать, обольстить и притянуть к себе, то лучше, чем Ошун, с этим никто не справится.
Любит радость и празднования. Когда Ошун занимает тело поклонника в течение церемонии, она смеется непрерывно и выставляет себя напоказ как выдающаяся леди общества. Она -источник изобилия, богатства, соития и рождения, также - необусловленной любви.
Ойа (Oya, Yansan)
Ойа - богиня ветра, хранительница кладбища и рынка. Жена Шанго. Разлучница. Единственная Ориша, которая имеет власть над мертвыми. Ответственна за связь с умершими. Она - сострадательная Ориша, потому как разрешила многим умирающим детям жить как подарок их родителям. Кладбища известны как дом Ойа. Любой, кто использует мертвые тела или части мертвых тел в своих церемониях, должен отдать оплату и уважение к Ойа.
В местах, часто посещаемые духами, призывают Ойа , чтобы убрать этот дух. Жертвы должны быть сделаны, чтобы гарантировать, что она заинтересуется вопросом. Ойа - Ориша торнадо и крутящих штормов, ураганов и бурь, которые она может как вызывать, так и усмирять. Четыре ветра - во власти Элегбы, Орунмилы, Обаталы и Ойа.
Ойа имеет такое ужасное лицо, что любой наблюдающий это будет поражен безумием или слепотой. В церемониях, где Ойа спускается, никто не рассматривает ее. Когда она обладает кем-то, она одевает красное креповое платье или цветное платье, и плетет multicolo из красных лент вокруг своей головы. Она только танцует танцы воина. Когда ее "дети" входят в транс, некоторые из них могут брать в голые руки угли.
Йемоджа (Иемайя, Йемалья, Yemaya, Olocum, Ocute)
Йемоджа - Ориша океана, рыб и соленой воды. Букв. пер. "мать вод". Йемоджа - Ориша, которая управляет всеми морями и океанами и всеми существами, которые живут в них. Абсолютная женская по своей природе энергия. Йемоджа отвечает за деторождение и воспитание детей и является символом материнства и домашнего очага. Она - мать Ошун. После рождения Ошун часто отдает своих детей Йемодже на воспитание.
Ориша Йемоджа - лелеяние, вскармливание и материнская поддержка, одна из главных Матерей в религии йоруба. Подобно любой матери, она может также быть недвусмысленно требовательна, строга и сильна. Ее энергия приносит умиротворение, устойчивость и стабильность.
Она полна любовью и нежностью, как и полагается Матери всего человечества. Йемоджа является защитницей детей. Она - воплощение вскармливающей энергии. Йемоджа успокаивает, как океан в хорошую погоду. Приносит изобилие и богатство из глубин океана. Она благосклонность Матери, но она может быть опасна в момент одержимости, так как запросто может увести в море и утопить.
Когда Иемоджа приходит и начинает обладать кем-то, она обеспечивает его или ее всем своим изяществом и очень пикантной индивидуальностью. Она танцует с движениями, подобными движению волн. А когда зазвучат барабаны, она танцует подобно волнам в урагане.
Шопона (Шанкпана, Chopono, Babalu-Aya, Taita Caneme)
Шопона - бог оспы и медицины. В свое время Шопона принес оспу и лепру народу Йоруба, но теперь, он их и лечит. Его излечения всегда удивительны, особенно когда он лечит людей, которые неспособны ходить. Шопона полон состраданием к человеческому страданию и нищете. Он знает больше относительно боли чем любой другой Ориша. Когда он занимает тело последователя, транс характеризуется судорогами мышцы. Человек ходит с трудом и, время от времени, катится по полу, чувствуя все язвы Шопона, горящие в его коже. Если боль становится слишком сильной для человека, которым он обладает, тогда голову и ноги этого человека опрыскивают водой.
Шопона всегда имеет свои костыли и две свои преданные небольших собаки. На его алтаре имеется всегда charara, метла сделанная из фруктовой грозди с карликовой пальмы, используемая для уничтожения злых влияния. Джутовые мешки также принадлежат ему. Приверженцы, кто были вылечены благодаря его вмешательству носят одежды, сделанной из джута в знак благодарности.
Oгун (Оггун, Огум, Огу, Ogun)
Огун – бог железа и войны. Покровитель кузнецов, воинов и отважных людей. Одежда одетая на Огуне - шкура тигра. Его символ - нож. Оружие, которое он обычно держит в руках - меч, нож, кирка, двойной топор, мачете или молоток. Приносимое ему жертвоприношение - собака, но в особых случаях, например перед началом войны, в древности ему совершали человеческие жертвоприношения.
Огун управляет всеми металами. Он - единственный из Ориша, который может обращаться с железом. Все отрасли, которые используют металлические инструменты, от мясника до рабочего сталелитейной промышленности и хирурга, защищены Огуном. Он защищает всех воинов. Любой желающий работать с ножом, мечом или топором должен жертвовать Огуну.
Когда Огун приходит и обладает Бабалаво или Йоруба, он танцует как танцует энергичный воин и притворяется очищающим тропу через лес так, чтобы его воины могли следовать за ним. Шанго и Огун никогда не должен быть вызван на одной и той же церемонии. Если они получают тела в это же самое время, тогда два "caballos" будут пробовать бороться до смерти, независимо от того, какой бы Ориша не был бы призван против этого случая.
Огун маскируется чтобы самостоятельно наблюдать своих "детей". Он может появляться как чернорабочий, охотник или воин. Он также находит приятным наряжаться как мясник или кузнец. Его гнев ужасен и обычно принимает форму кровавого несчастного случая.
Осейн (Osain)
Осейн – бог травяных тайн. Осейн отвечает за сохранение магических свойств растений. У Йоруба каждое поле имеет свою собственную аше – магические свойства, которые могут быть или вредны или выгодны. Осейн знает все эти свойства. Культивируемые продовольственные поля не предстваляют для него никакого интереса. Он отвечает за магические свойства всех растений в естественных условиях.
Бабалаво, которые часто контактируют с Осейн - большие торговцы травами. Они следуют за устными традициями, который описывает свойства тысяч растений. Бабалаво воздерживаеться от секса в ночь перед сбором трав. Совершив сбор необходимых растений, глубоко в лесу он оставляет небольшой пакет с табаком и несколькими монетами в знак оплаты Осейн.
Когда поле собираются использовать, необходимые предложения должны быть сделаны к Осейн, чтобы гарантировать эффективность травяных аше. Осейн никогда не никем не обладает. Барабаны используемые во время церемоний посвящены ему.
Ошоси (Oshosi)
Ошоси – бог охоты. Йоруба почитают Ошоси в его двух формах - Окунрин и Обинрини - его мужском и женском аспекте. Слово "ошоси" означает способность совершать путешествия в невидимый мир и использовать это для защиты себя , своей семьи и общины. Помогает избрать правильное направление и найти выход из любой сложно сложившейся ситуации.
Имеет очень тесную связь с лесом и теми, кто его населяет. Это Ориша тайных троп, которые ведут к тому, что вы ищете. Лес – это его стихия. Его ритуальное оружие – факел, лук и стрела. Он защищает из всех преследуемых несправедливо и наказывает виновных. Говорится также, что Ошоси является городским Ориша, который входит в леса только, чтобы охотиться.
Ошоси - третий член группы, известной как Воины (Элегба, Ошоси и Огун). Вместе, они формируют непобедимую команду, взаимодополняют друг друга и хорошо ориентируются в одних и тех же областях. Ошоси наделён очень большими магическими полномочиями. К нему обращаются как для удачной охоты, так и когда хотят достигнуть цели, связанной с поиском, выслеживанием и добычей. Также, к Ошоси часто обращаются с вопросами справедливости, суда и тюрем.
Ошоси призван, чтобы защитить своих приверженцев, открыть и очищать их дороги. Иногда, Ошоси принимает роль проводника для Обаталы, с которым он имеет очень близкие отношения. Когда Ошоси приходит во время церемоний и обладает участником, этот человек всегда изображает, что стрелял из лука стрелами.



Использованы материалы WWW.RUBRICON.COM, http://www.mystic-chel.ru, upelsinka.com, www.harita.sitecity.ru
Источник: http://www.estrellas.com.ua
 
Поделись:

Rueda-поиск


Поиск по сайту

Школа латиноамериканских танцев в Киеве. Уроки танцев: сальса и бачата в киевской школе танцев!!! Кубинская сальса в Киеве!
Salsa Casino, Rueda de Casino, Bachata, Reggaeton, Merengue

Яндекс цитирования
RSS-новости сальса-школы

Бесплатное занятие